Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Выступление на педагогическом совете ГКУСО РО «Елкинском центр помощи детям»

Буквальный перевод «суицид» — убийство себя. Самоубийство — неестественная смерть, насильственная. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти. Психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.

Особого внимания требует проблема роста доступности для подростков информации, касающейся суицидального и аддитивного поведения. Любой подросток, имеющий доступ в «интернет», легко может найти там такие «интересные» для себя сайты, такие как «сто способов самоубийства» или «все, что вы хотели знать о наркотиках, но боялись спросить». Уже к школьному периоду большинство детей имеют общее представление о возможности самостоятельно прекратить собственное существование. Через информацию полученную от взрослых, сверстников, книг, телепередач, через сам язык (устойчивые обороты, метафоры) дети усваивают знания о случаях, причинах и способах самоубийства.

Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида. Они не равнозначны. Часть из них можно считать предрасполагающими, другие — непосредственно действующими:

– тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей;

– конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников;

– «несчастная любовь», отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности;

– употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков;

– ранние проявления шизоидных состояний.

Эти причины сами по себе не толкают подростка на самоубийство. Они действуют лишь в каких-то сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов».

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.

Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки.

Комплекс профилактических мероприятий по выявлению  суицидального поведения среди подростков способствует снижению риска суицидальных попыток.

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап — выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Профилактика суицида среди детей и подростков в учреждении – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер  как научно- исследовательского, так  и организационно-методического характера:

  • объединение усилий всех участников образовательного процесса по созданию единой программы помощи детям;
  • разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем;
  • выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;
  • обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;
  • широкое использование средств массовой информации.

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют воспитатели. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Взаимоотношения с воспитанниками должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей воспитатели могут сделать следующее:

  • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Администрации центра необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения воспитателей с воспитанника в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков «группы риска» относится к одной из важных задач воспитателей и социально-психологической службы. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

  • неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя и сотрудника учреждения;
  • раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • неразглашение факторов суицидальных случаев коллективе;
  • рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
  • усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств;
  • проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • формирование у воспитанников таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цель и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

        

print