Особенности работы педагога-психолога с детьми ОВЗ

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере , поведении ,видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода.

Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви.

В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное            нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора

дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора

дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным на­рушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедлен­ный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Работая с детьми с  ОВЗ необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11.Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ, о которых должен помнить педагог-психолог:

1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;

2.Темп выполнения заданий очень низкий;

3.Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4.Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5.Низкий уровень развития речи, мышления;

6.Трудности в понимании инструкций;

7.Инфантилизм;

8.Нарушение координации движений;

9.Низкая самооценка;

10.Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении

11.Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

12.Повышенная утомляемость, возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

 Как же работать с детьми с ОВЗ педагогу-психологу?

 Существует несколько общих правил коррекционной работы:

 1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику .

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи.

 

 Знание психологических особенностей детей с ОВЗ, подбор и использование в работе специальных методов диагностики и коррекции, позволяет значительно облегчить и оптимизировать процесс воспитания и развития ребенка.

print