Педагогические наблюдения за формированием образовательных интересов воспитанников Центров помощи детям

Доклад педагога-психолога Топилиной В.С. (выступление на семинаре педагогическим работникам ГКУСО РО «Ёлкинский центр помощи детям»)

Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, — явление противоестественное. Как показывают исследования педагогов и психологов, общее физическое и психическое развитие детей лишенных родительского попечения, значительно отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития. Ниже уровень интеллекта, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.

Эти негативные явления возникают в результате сенсорной, эмоциональной, психической и социальной депривации, которая характерна для детей, воспитывающихся вне семьи.

Психическая и социальная депривация не только деформирует личность ребёнка, но и приводит к нарушениям психического развития, препятствует успешной социализации, интеграции в обществе.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая,  в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К числу их относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, что особенно характерно для детей центра помощи детям, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, нерациональная организация досуговой деятельности детей и подростков.

Известно, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодёжной среде в последние годы произошёл катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Растёт количество антиобщественных молодёжных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность  среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане педагогические наблюдения за формированием образовательных интересов воспитанников центра помощи детям  представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение.

В центрах помощи детям педагогическое наблюдение за воспитанниками должно быть направленно не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Центр помощи помогает ребенку получить образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способности, ранней профориентации,  способствует именно дополнительное образование. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы. И в этом – смысл педагогических наблюдения за формированием образовательных интересов воспитанников. Чаще всего наблюдения происходят именно благодаря дополнительному образованию: образованию, которое  помогает раннему самоопределению, даёт возможность ребёнку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

С 1992 года дополнительное образование детей включено законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему образования. Именно с этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.

В профессиональном педагогическом общении термин образовательный интерес часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление.

В последнее время в психологических и педагогических работах, непосредственно посвященных детям из центров помощи, — исследователи все больше и больше обращаются к личности ребенка, тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальным педагогическим влиянием. Тем не менее тема интереса для психологии и педагогики не нова, Дж.Дьюи писал: «Во всякой целенаправленной деятельности человеком движет интерес к определенным объектам – реальным или воображаемым. Признание важности интереса в образовательном развитии ведет к учету индивидуальных способностей, потребностей и предпочтений каждого ребенка».

Интерес выступает внутренним стимулом активности ребенка, являясь фактором личностной структуры в определенный период жизни, побудительной силой в приобретении знаний, основой эффективного выполнения любой деятельности.

Естественно, что формирование интересов у детей в школьный период тесно связано со школой. Очевидно, что интересы школьников не могут быть сосредоточены только на учении. Вероятнее всего, эти интересы находятся в нескольких областях и изменяются от возраста к возрасту.

Важнейшим вопросом для нас является то, с какого возраста ребенок может заявлять свой собственный интерес и принимать на себя ответственность за его реализацию, т.е. становится субъектом образования.

Анализ традиционных методов изучения интересов позволил педагогам предположить, что при их проведении существует высокий риск получения нормативно одобряемых, формальных ответов респондентов. Получается, что предмет изучения — образовательный интерес, как бы «закрывается» интересом в определенном статусе в ситуации испытания. Иными словами, у нас есть сомнения в том, что спрашивая ребенка напрямую  про его интересы, можно обнаружить именно их..

Во первых, ребенок, говоря о своих интересах, может быть ведомым  ситуацией, например: установлением отношений со взрослым, спрашивающим его.   Но непонятно, какой вес это имеет в системе его интересов.

Во-вторых, образовательные интересы не всегда могут быть осознаны ребенком.

Ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Психолого-педагогические задачи учреждения для детей сирот состоят в том, чтобы способствовать выделению индивидуальности воспитанника, развитию его Я в процессе переживания и осмысления позитивного, эмоционально насыщенного жизненного опыта. Разнообразный досуг создает ребёнку новую атмосферу общения, возможность эмоционально – позитивных связей.

Благодаря правильным педагогическим наблюдениям, формирование образовательных интересов воспитанников центра помощи детям — важнейшая часть социализации этих детей. В тесном тандеме дополнительного образования и педагогических инноваций — кроется успешное будущее.

print