Программа Школы Принимающего Родителя «Дорогою добра»

Программа Школы Принимающего Родителя «Дорогою добра» по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Цель программы: профилактика вторичного сиротства и оказание содействия развитию и укреплению социальному институту замещающей семьи посредством создания и реализации системы профессиональной подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы:

  • осуществить информационную и психолого – педагогическую подготовку граждан, намеренных стать усыновителями, опекунами (попечителями), приёмными родителями;
  • подготовить для органов опеки заключение о семейных и личностных ресурсах кандидатов.

Количество слушателей в группе – не более 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий — 3 часа в день.

Основные направления деятельности ШПР:

  • развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • осуществление максимально возможной подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители, а также создание и развитие системы сопровождения семей, взявших ребенка;
  • помощь кандидатам в оценке своих намерений, а также психологической готовности к приему ребёнка в семью.

Основные аспекты организации и функционирования ШПР:

  • обучение в Школе осуществляется на добровольной основе;
  • занятия в Школе проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов;
  • оптимальное количество часов по программе обучения — 65;
  • длительность одного занятия — 4-10 часов (с перерывами);
  • деятельность Школы ориентирована как на «начинающих» родителей (не имеющих опыта), так и на тех, кто недавно принял ребенка в семью;
  • по окончании обучения кандидатам выдаются сертификат об окончании ШПР.

Критерии результативности программы ШПР

  • Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
  • о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
  • об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
  • о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;
  • о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
  • о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
  • о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу ШПР, должны знать:

  • свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
  • закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
  • важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
  • причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
  • о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
  • этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
  • особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
  • о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
  • санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
  • способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу ШПР, должны уметь:

  • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
  • рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
  • выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
  • осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
  • быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
  • предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
  • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
  • преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
  • оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;
  • заботиться о здоровье ребенка;
  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Итоговая аттестация по Программе ШПР

Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

N
п/п
Темы Всего
(часов)
В том числе (часов)
лекциитренингииндивидуальное
консультирование
1.Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители541
2.Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей514
3.Этапы развития ребенка413
4.Особенности развития и поведения
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, подвергавшегося
жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
514
5.Последствия от разрыва с кровной
семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной
идентичности)
514
6.Адаптация приемного ребенка и
приемной семьи
514
7.«Трудное» поведение приемного
ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
927
8.Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков
жестокого обращения и причинения
вреда здоровью ребенка
541
9.Особенности полового воспитания
приемного ребенка
44
10Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка615
11Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан55
12Взаимодействие приемной семьи с
органами опеки и попечительства и
иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
22
13Подведение итогов освоения курса
подготовки кандидатов в приемные
родители
532
14Всего6517453
print