Программа Школы Принимающего Родителя «Дорогою добра» по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Цель программы: профилактика вторичного сиротства и оказание содействия развитию и укреплению социальному институту замещающей семьи посредством создания и реализации системы профессиональной подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
- осуществить информационную и психолого – педагогическую подготовку граждан, намеренных стать усыновителями, опекунами (попечителями), приёмными родителями;
- подготовить для органов опеки заключение о семейных и личностных ресурсах кандидатов.
Количество слушателей в группе – не более 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий — 3 часа в день.
Основные направления деятельности ШПР:
- развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление максимально возможной подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители, а также создание и развитие системы сопровождения семей, взявших ребенка;
- помощь кандидатам в оценке своих намерений, а также психологической готовности к приему ребёнка в семью.
Основные аспекты организации и функционирования ШПР:
- обучение в Школе осуществляется на добровольной основе;
- занятия в Школе проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов;
- оптимальное количество часов по программе обучения — 65;
- длительность одного занятия — 4-10 часов (с перерывами);
- деятельность Школы ориентирована как на «начинающих» родителей (не имеющих опыта), так и на тех, кто недавно принял ребенка в семью;
- по окончании обучения кандидатам выдаются сертификат об окончании ШПР.
Критерии результативности программы ШПР
- Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу ШПР, должны знать:
- свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу ШПР, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Итоговая аттестация по Программе ШПР
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
N п/п | Темы | Всего (часов) | В том числе (часов) | ||
лекции | тренинги | индивидуальное консультирование | |||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | 4 | 1 | |
2. | Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 5 | 1 | 4 | — |
3. | Этапы развития ребенка | 4 | 1 | 3 | — |
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 5 | 1 | 4 | — |
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 5 | 1 | 4 | — |
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 5 | 1 | 4 | — |
7. | «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка | 9 | 2 | 7 | — |
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 | 4 | 1 | — |
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | — | 4 | — |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 6 | 1 | 5 | — |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 5 | 5 | — | — |
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | — | 2 | — |
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | — | 3 | 2 |
14 | Всего | 65 | 17 | 45 | 3 |