Самоанализ открытого занятия педагога дополнительного образования ГКУСО Ёлкинского центра помощи детям

Дата занятия: 03.09.2021

Педагог: Саенкова Ирина Анатольевна
Возраст воспитанников: 7 – 18 лет
Предмет: Декоративно – прикладное творчество.

Открытое занятие проведено в объединении «Волшебная мастерская».

Присутствовало 7 воспитанников из 10.

Тип занятия: Занятие обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Цель занятия:

— приобщение нового поколения детей к ценностям отечественной культуры;

— формирование чувства прекрасного благодаря знакомству с видами народного творчества

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

обобщить и углубить знания воспитанников о народных промыслах,

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

— Формулируют тему занятия.

— Составление плана и последовательности действий.

— Осуществляют итоговый контроль деятельности, оценивают результаты деятельности.

— Выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

— Контролирую свою работу во время выполнения задания.

Познавательные:

— Проводят анализ, сравнение, обобщение.

— Умеют преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

— Находят ответы на вопросы, используя знаково-символические средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

— Перерабатывают полученную информацию, делают вывод в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

— Сотрудничают с товарищами.

— Выполняют самопроверку выполненной работы.

— Высказывают собственное мнение.

— Слушают и понимают речь (объяснение) педагога.

Личностные УУД:

— Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Формируют положительную мотивацию и познавательный интерес к занятиям изобразительного искусства.

— Воспитывают эстетическую культуру, эстетический вкус.

— Формируют способность любить русскую культуру.

Оборудование для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование для воспитанников: тесты по теме, трафареты изделий, клей, краски, кисти, баночка для воды.

 

Занятие состоит из:

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

3. Ориентировочный этап

4. Поисково-исследовательский этап

5. Практический этап

6. Рефлексивно-оценочный этап

 

Все этапы занятия последовательны и взаимосвязаны. Учебное время мною было рационально использовано. К занятию приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который был необходим на занятие. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития воспитанников.

Занятие начала с организационного момента, содержанием которого являлась игра «Смайлики» для эмоционального настроя воспитанников на занятие. С помощью проблемной ситуации подвела воспитанников к теме занятия, где непосредственно были раскрыты цели и задачи. Проблемная ситуация составлена в форме эпиграфа-стихотворения. Данная проблемная ситуация также дала положительный эмоциональный настрой на занятие.

Постановка учебных задач и повторение пройденного материала— основная часть этого типа занятия — проводилась методом нахождения соответствия (работа в паре) и тестирования.

Для повышения эффективности учебного процесса, использовала картинки с изображением различных видов народного творчества и картинки с их названиями.

Мною было использовано сочетание таких методов, как объяснительно-иллюстративный, проблемный и частично-поисковый. Соблюдены принципы доступности и научности.

Мною выбраны формы обучения:

рассказ, беседа, самостоятельная работа, тест, анализ работы воспитанников, консультация.

Педагогические технологии, применяемые на занятии:

  • Проблемно-диалогическая технология

  • Технология оценивания учебных успехов.

  • Информационно-коммуникативные технологии.

  • Игровые технологии.

  • Здоровьесберегающий подход.

  • Педагогика сотрудничества.

На самых важных и трудных моментах я старалась заострить внимание детей, говорила громче, медленнее.

Предшествующие этапы занятия хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько воспитанников испытывали затруднения в выполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи.

Во время практической работы для создания эскизов росписи ребята учатся овладевать следующими операциями: пользоваться основными элементами росписи, определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции.

В ходе самостоятельной практической работы мною оказывалась помощь учащимся, исходя из их индивидуальных способностей.

Все этапы занятия взаимосвязаны между собой и плавно переходят друг в друга.

Один из наиболее успешных этапом занятия я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание декоративно прикладного искусства, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне. В занятие ненавязчиво был включены стихи, музыкальным фоном были русские народные мелодии.

Успешность достижения цели занятия была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия педагога и воспитанников, увлеченностью воспитанников содержанием учебного материала. Ребята были активны, верно определили ранее изученные росписи, с интересом смотрели презентацию, выставку. Работали собранно.

Проверка усвоения учебного материала. Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Мною было реализовано дифференцированное обучение- наличие заданий для детей разного уровня обученности.

Поставленные задачи мною были выполнены. Ребята работали художниками-оформителями по росписи и оформлению трафаретов изделий, пользовались поэтапным рядом рисования и аппликации и включили свои фантазии. Работали с удовольствием, вижу личностный рост в глазах воспитанников, понимание того, что они могут больше.

Выставка- анализ работ организована интересно: дети сдавали рисунки на «Ярмарку» расхваливали свое творчество, тем самым повторили элементы росписи, закрепили цвет, обратили внимание на аккуратность, чистоту рисунка, оценивали творчество честно.

На занятии сложилась атмосфера сотрудничества между воспитанниками и педагогом. На итоговом этапе ребята развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности одногрупников, выполнивших наиболее интересные работы. Занятие закончили по времени.

Результативность: организована выставка работ. Ребята ушли с занятия с радостным настроением, довольные своими работами.

На этапе рефлексии самооценка не только результата, но и деятельности.

Критерии оценки были озвучены, и ребята объективно оценивали свои работы.

На занятии поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера. Дети на были активны, чувствовали себя комфортно.

Организация обратной связи осуществлялась на всех этапах занятия: во время опроса – дети вспоминали и рассказывали о том, что им уже известно о других промыслах, задавали вопросы, если было что-то не понятно, при закреплении – анализировали получившиеся работы.

Ритмичность занятия: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Мне очень понравилось то, как прошел занятие потому, что дети внимательно слушали и активно работали на занятии. Я в свою очередь старалась на той же рабочей волне удержать их внимание весь занятие.

Результаты занятия совпадают с целью занятия, сформулированной совместно с воспитанниками.

Считаю, что цели и задачи на занятии — достигнуты.

print