Доклад
«Постинтернатное сопровождение выпускников ГКУСО РО
Ёлкинского центра помощи детям»
В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта проживания в семье, жившие по определенному распорядку, сталкиваются с разного рода трудностями. Выпускаясь их детских домов и школ-интернатов, выпускники, по сути совсем еще дети, в основном это девчонки и мальчишки после окончания 9 классов, оказываются неготовыми к жизни. В основном ребята поступают, но чаще бросают учебные заведения, не трудоустраиваются, не все организации готовы взять выпускников без профессии на работу (играет также возраст выпускников 15-16 лет), очень быстро растрачивают имеющиеся на личном счете сбережения, имеются факты употребления алкогольных или психотропных веществ, совершают правонарушения и оказываются вовлеченными в преступную деятельность. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались не такими важными. Живя в учреждении трудовые навыки выпускников ограничиваются обычно заправкой кровати, уборкой помещения, в очень редких случаях они имеют опыт обращения с деньгами. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. Часто они могут проспать и не пойти на учебу, работу, а затем просто просидеть в общежитии, дома, так как не знают как им дальше быть. Одним из способов выживания у многих выпускников учреждений для детей-сирот является то, что они умеют «быть сиротой», то есть надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не могут опираться на собственные внутренние ресурсы. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. Нередко выпускницы выходят замуж за выпускников этого же учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» или «школу-интернат» на новом месте.
Учитывая все это, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2–3 года после выпуска из детского дома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной задачей сопровождения является социальная адаптация выпускников детских домов и приемных семей, оказание содействия в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у выпускников правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения. Дети, оставшиеся без мам и пап, близких людей, должны изменить отношение прежде всего к самим себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. При выходе из интернатного учреждения выпускник должен уметь ориентироваться в законах, знать свои права и обязательства, принимать решения и нести за них ответственность. Сопровождение должно проходить в зависимости от уровня готовности воспитанника к выпуску из учреждения для детей-сирот. Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т. д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников. Успешность реализации поставленных общих целей и задач постинтернатного сопровождения сироты существенным образом зависит от согласованности действий всех субъектов сопровождения. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству должны привлекаться различные внешние структуры: учреждения здравоохранения, правоохранительные органы; образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения, спонсорские организации, попечительские советы, волонтерское движение. Конечно, существенной проблемой в организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот является отсутствие социальных гостиниц, общежитий временного проживания до получения ими собственной жилой площади, кадровый дефицит компетентных специалистов в области постинтернатной адаптации детей-сирот.
На постинтернатном сопровождении находится 28 воспитанников, с которыми заключены договора о постинтернатном сопровождении. С воспитанниками
поддерживается связь через социальные сети Интернета «Одноклассники», «В контакте»;
— поддерживание телефонной связи с выпускниками;
— оказание материальной помощи при получении жилья;
— регулярная телефонная связь с заведующими учебной частью техникумов, колледжей и ПУ по вопросам посещения занятий, успеваемости, поведения выпускников;
— сделаны запросы в учебные заведения на выпускников;
— оказано содействие в трудоустройстве выпускников.
Разработки
Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Школа нравственности»
Анализ работы Царегородской Е.П.
Разработка открытого мероприятия «Я и Мы»
Царегородская Е.П.