Одной из основных задач учебно-воспитательной работы в 2016 году было формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как к ценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
В жизни и природе нас должны окружать чистые реки, чистый воздух. На это нужны большие средства. Поэтому сегодня экологическое воспитание — это все наше создание, наше деяние. Только экологически безукоризненное поведение даст нам шанс. Каждое наше действие, каждый шаг должны быть экологически чистым. Ребята тогда последуют примеру взрослых. Таким образом, экологическое воспитание одно из самых необходимых направлений воспитательного процесса. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение экологических проблем.
Опыт работы в центре помощи детям (детском доме) доказывает актуальность проблемы экологического воспитания у детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У воспитанников центра помощи детям крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. У некоторых детей присутствует негативное отношение к окружающей природе.
Результат наблюдения показал необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию у воспитанников экологического воспитания. Разработанная мною программа помогает воспитанникам центра справиться с психологическими последствиями предыдущей жизни. Под воздействием природных объектов ребёнок становиться добрее, мягче, природа доказывает психотерапевтические действия. Также программа способствует гармонизации межличностных отношений. Близкое знакомство ребёнка с объектами природы, изучение законов природы в действии, помогает сформировать у воспитанников собственные интересы и склонности.
Полный текст работы «Экологическое воспитание детей в центре помощи детям по программе «Природа Донского края»
Литературный вечер «Лучше земли тихого Дона во всем мире не сыскать»
Тематическое планирование
Тематическое планирование экологической программы «Природа Донского края»
Программа «Природа Донского края»
Достопримечательности Ростовской области
Кущ С.М.